Психолог в детском саду: профессиональный подход к воспитанию

Психолог в детском саду – специалист, имеющий широкий спектр обязанностей. В его компетенции:

  • психологическая диагностика ребенка;
  • создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника;
  • создание и поддержание благоприятной психологической атмосферы;
  • помощь в адаптации;
  • работа с педагогами и родителями;
  • выявление и коррекция личностных проблем и проблем в коллективе.

Успешная адаптация

Каждый ребенок, оказавшись в новой обстановке, испытывает стресс. Большинство малышей впервые надолго остаются без близких людей (мамы, папы, бабушки). Это касается не только малышей, впервые пришедших в детское дошкольное учреждение, но и тех, кто перевелся из других садов.

Вместе с воспитателями педагог психолог в детском саду помогает быстрее адаптироваться и почувствовать себя комфортном в детском коллективе. В зависимости от особенностей ребенка, работа может проводиться, индивидуально, в небольших группах, в общей группе или по системе ребенок-воспитатель.

  • Успешная адаптация ребенка. Работа с психологом поможет быстрее освоиться в коллективе.
  • Своевременное выявление и коррекция психоэмоциональных проблем, проблем с общим развитием и развитием речи.
  • Консультации родителей. Повышение психологической грамотности, помощь в разработке индивидуальной стратегии поведения с ребенком.
  • Повышение эффективности обучения. Для каждого ребенка подбираются методики в соответствии с особенностью восприятия информации.
  • Своевременная диагностика и развитие индивидуальных способностей.
  • Здоровая обстановка в коллективе. Своевременное выявление и эффективное разрешение конфликтов.

Психологическая диагностика

Психолог в детском садуПсихологическая диагностика – одна из важнейших сфер деятельности специалиста. Психолог выявляет основные особенности психического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его потребности, склонности, индивидуальные способности, проблемы, требующие коррекции, личностные трудности. На основе психологической диагностики составляются рекомендации для родителей и воспитателей по методам обучения и особенностям взаимодействия с малышом.

Как правило, диагностика проводится при поступлении ребенка в детский сад, а затем дважды в год, с целью определения динамики развития. В некоторых случаях (по рекомендации специалиста, по запросу воспитателя либо по желанию родителей) может проводиться промежуточная диагностика.

В целях диагностики педагог-психолог использует следующие методы:

  1. Наблюдение.
  2. Специализированные методики.

Психолог в саду проводит наблюдение за детьми во время игры, обучающих занятий, общения друг с другом и с педагогами. Выступая в роли зрителя, специалист оценивает обстановку в группе, принципы взаимодействия педагогов и детей. Особенно важен этап наблюдения в период адаптации.

Дополнительно применяются методики, направленные на исследование психических процессов: внимания, памяти, мышления. Специалист использует игровые методы, тесты, упражнения. Способы диагностики и коррекции подбираются психологом индивидуально, в зависимости от особенностей психоэмоционального состояния воспитанника, его склонностей и предпочтений.

Также применяются методы исследования эмоциональной сферы, определяются базовые наклонности ребенка, выявляются способности, навыки и знания воспитанника.

С ребятами из подготовительной группы дополнительно проводят исследования на готовность к обучению в школе.

Участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме

Штатный психолог в детском садуВ дошкольных детских учреждениях обязательно работает консилиум, цель которого - создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника. В процессе консилиума для каждого ребенка составляются индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию, основанные на рекомендациях психолога.

Как правило, заседания консилиума назначаются трижды в год. При необходимости, может быть собрано внеочередное заседание.

Работа с воспитанниками детского сада

Работа с детьми – основная задача специалиста. Психолог выявляет наличие проблем в развитии или в психоэмоциональной сфере и проводит их коррекцию.

Занятия психолога в детском саду проводятся, как в группах, так и индивидуально.

Специалист:

  • совместно с методистами и педагогами занимается разработкой обучающих и развивающих программ и помогает внедрять новые методы;
  • проводит психологическое тестирование (тесты и упражнения даются в игровой форме);
  • для каждого ребенка определяет оптимальные методы адаптации, усвоения новых знаний и необходимых навыков (в соответствии с возрастом);
  • проводит групповые и индивидуальные занятия с целью коррекции имеющихся проблем.

Семейное консультирование

В рамках работы с родителями (или опекунами) воспитанников психолог выполняет следующие функции:

  1. Индивидуальное консультирование. При наличии каких-либо проблем (трудности в адаптации или в обучении, задержки в развитии, проблемы с коллективом и т.д.), может назначаться консультация психолога для родителей в детском саду. Специалист расскажет, каким образом лучше взаимодействовать с ребенком в домашней обстановке, даст рекомендации по коррекции проблемы. При необходимости, родители могут записаться на прием к психологу и по собственной инициативе.
  2. Повышение психологической грамотности родителей. Психолог разрабатывает методическую литературу для родителей, участвует в родительских собраниях и семинарах, рассказывает о возрастных особенностях и этапах развития детей, дает советы и рекомендации.
Занятие Стоимость
(групповое)
Стоимость
(индивидуальное)
Психолог 800 Р 1200 Р

Работа с педагогами

Психолог постоянно взаимодействует с педагогами дошкольного учреждения. Работа проводится по следующим направлениям:

  • лекции для педагогического состава в целях повышения психологической грамотности;
  • помощь в создании благоприятной атмосферы в коллективе;
  • помощь в налаживании взаимоотношений воспитателя с воспитанниками;
  • разрешение конфликтных ситуаций в коллективе;
  • психологическая помощь работникам детского сада.

Ведение документации

В обязанности педагога-психолога входит ведение отчетной документации. В примерный перечень входит:

  • планы работы: на неделю, месяц, примерный годовой план;
  • журналы групповых и индивидуальных занятий;
  • журнал консультаций;
  • диагностические карты воспитанников (начальная диагностика, перечень проведенных мероприятий, результаты контрольных диагностик, индивидуальные рекомендации и т.д.);
  • документы по сотрудничеству с педагогическим составом и с родителями (в папках хранятся разработанные психологом буклеты, памятки, рекомендации и прочая документация, протоколы родительских собраний, педсоветов, психолого-медико-педагогических консилиумов и т.д.).

Повышение квалификации

Психолог в детском саду – ответственная работа, от которой в большой мере зависит благоприятная атмосфера в группах, успешное развитие и эмоциональное благополучие воспитанников дошкольного учреждения. Одна из обязанностей специалиста – постоянное повышение квалификации.

Специалист должен знать:

  • актуальные законодательные постановления и прочие нормативные правовые документы в образовательной области, в том числе, Конвенцию по правам ребенка;
  • разделы психологии: общую, возрастную, детскую, основы консультирования, психологию личности, медицинскую, основу психологии труда, основы психокоррекции;
  • общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии;
  • правила техники безопасности и трудовые нормативы;
  • правила оказания доврачебной помощи.

Психологи должны проходить курсы повышения квалификации, участвовать в профессиональных мероприятиях: семинарах, конференциях, конгрессах, изучать литературу, осваивать и внедрять новейшие методики психологической коррекции и развития.

В детских садах «Развитие ХХI век» работают опытные и внимательные детские психологи, постоянно повышающие свою квалификацию. Специалисты большое внимание уделяют созданию оптимальных условий для развития каждого  воспитанника, раскрытия его личностного потенциала и уникальных способностей.

Мы всегда открыты для сотрудничества с родителями. Если у вас возникают любые проблемы, вы можете записаться в кабинет психолога в детском саду. Специалист расскажет об особенностях развития вашего малыша, его успехах и трудностях, сильных и слабых сторонах, подскажет методики, позволяющие развивать способности и корректировать проблемы в домашних условиях.

Отзывы родителей о детском саду

Анастасия

10 января 2023

Логопед очень хороший, ребёнок занимается с удовольствием. Территория сада ухоженная, красивая, охрана бдительная, группы не большие. На входе, в клетке сидит большой попугай, живёт черепашка и аквариум с рыбками.

Юлия Паршутина

8 января 2023

Прекрасный сад, замечательное руководство, воспитатели прекрасно относятся к детям.

Александр

7 января 2023

Отличный сад с замечательным персоналом. Ребёнок ходит с 2.5 лет и сейчас готовится в школу. Ходит с удовольствием!

Илья

5 января 2023

Отличный детский сад!

Алла Ловягина

28 декабря 2022

Спасибо Вам, Мария Андреевна, что научили мою дочку говорить на английском. Пусть простенькие фразы, но ребенок очень воодушевлен!

Елена Пряникова

14 декабря 2022

Очень хороший сад, замечательный коллектив, много знающих специалистов. Дети заняты на различных занятиях и мероприятиях. Сад оснащён современным материалам.

Мария Шубникова

17 ноября 2022

Детский сад хороший, персонал ответственный, оборудование качественное, ходим с удовольствием.

Сергей Матвеев

29 октября 2022

Красивая территория. Хороший ремонт. Новая мебель

Виктория

22 июня 2022

Этот детский сад стал для меня настоящей находкой и своеобразным спасательным кругом. У меня ненормированный рабочий день и бывают дни, когда мне нужно, чтобы ребёнок остался ночевать в саду. И здесь такая возможность предоставляется. Я спокойна, что малыш под присмотром, плюс занимается полезными делами, и что мне не нужно галопом бежать его забирать отпрашиваясь с работы.

Анастасия

19 июня 2022

Очень замечательный сад с внимательными воспитателями, умеющими найти подход к ребенку. Здесь есть все для всестороннего развития детей и это не может не радовать. Для меня особенно остро стоял вопрос питания, поскольку ребенку можно далеко не все продукты, но и с этим проблем не возникло. Смогли предложить индивидуальный подход, который стал отличным решением.